Ноябрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Сейчас на сайте

Сейчас 667 гостей онлайн

Разъединенная оппозиция

Политика

Украинские оппозиционеры все громче говорят о необходимости дружить партиями. Но на практике получается иначе: «Комитет сопротивления диктатуре»…

…готовится покинуть партия Анатолия Гриценко. Повод для разъединения тот же, что и у объединения — новый закон о выборах.

С укреплением влияния правящего лагеря в среде оппозиции все настойчивее ведутся разговоры о необходимости объединения. Практический смысл подобного начинания очевиден: гуртом и с властью бороться проще, даже когда эффективность этой борьбы в парламенте нивелируется приростом большинства, а на улице — еще не достигла нужной степени массовости. И все же объединительные тенденции официальным «меньшевикам» даются непросто. У разных партий разные цели, разные взгляды, разные программы (что может сказаться на мнении избирателей даже в украинских условиях, где традиционно программа — дело в высшей степени наживное и почти сугубо предвыборное), наконец, но не в последнюю очередь, разное представление о субординации и собственном месте в объединительном процессе. Тем не менее, пресловутого «объединительного процесса» реальность требует от украинской оппозиции все агрессивнее. И принятый недавно закон о парламентских выборах это как нельзя лучше доказывает.

В отношении коллективных порывов свежий вариант избирательных правил ставит объединяющихся в позицию тянитолкая. С одной стороны, простейший вариант воссоединения по почти формальным признакам — то есть, создание блоков — он не допускает. Впрочем, с учетом украинских реалий однозначно регрессивным это ограничение можно и не считать — чему привычным примером служит судьба парламентской фракции НУ-НС в ее состоянии перманентного полураспада. С другой стороны, поднятие избирательного барьера до пяти процентов почти любую партию заставит если не задуматься о полном слиянии с товарищами по предвыборной борьбе (а такой курс готовятся взять ряд левых организаций и рассматривают для себя некоторые национал-демократы), то хотя бы поразмыслить об объединении усилий. Но подобные очевидные решения подходят не всем оппозиционерам.

Как уже предсказывали «Подробности», одной из главных примет избирательного процесса по-новому может стать окончательное вытеснение на маргинес партий, которые не относятся ни к властному лагерю, ни к наиболее популярной части «старой» оппозиции. «Большие партии, приняв этот закон, практически перекрыли кислород новым партийным образованием, которым проблематично преодолеть пятипроцентный барьер»,— полагает председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко. Причем незамеченным это вряд ли пройдет не только для «новых партийных образований», но и для относительно известных партий калибром поменьше, для которых проблему, требующую блокирования, составляли и актуальные до введения нового закона в действие три процента. С большой долей вероятности, ситуация может привести к дальнейшему укрупнению партийных тяжеловесов. «Сильная Украина» Сергея Тигипко уже готовится к растворению в Партии регионов. А вот оппозиционные рейтинговые счастливчики пока предлагают просто сотрудничество. Но согласятся на него, похоже, далеко не все.

О необходимости готовиться к «мажоритарке» вместе уже не одну неделю говорили как в «Батьківщине», так и в «Фронте змін». Наконец, 22 ноября лидеры этих двух партий вместе с примкнувшими к ним предводителями «Народной самообороны» и ПРП обнародовали совместное объединительное заявление. «С этой минуты предлагаем всем оппозиционерам отказаться от противостояния, от внутренних дрязг – потому что это только играет на руку власти. Нужно, наконец, перевернуть страницу „где два украинца – там три гетмана“ и сосредоточиться на борьбе с режимом Януковича, который ведет страну к катастрофе. Каждый выпад одного оппозиционера против другого – это поднос снарядов власти, которая злорадствует от внутренней борьбы ее противников. И это деморализация наших сторонников, которые ожидают от оппозиции совместных действий, а не поливания грязью»,— гласит общее слово.

Однако благое начинание сразу же постиг конфуз. Ранее Анатолий Гриценко заявил о готовности его «Гражданской позиции» покинуть «Комитет сопротивления диктатуре». "Отдельные оппозиционные партии решили открыто заигрывать с действующей властью, с Банковой, синхронно с властью голосовать за ключевые законопроекты, забыли и о сопротивлении и об угрозе диктатуре ",— убежден народный депутат, который пока не обещает полное прекращение сотрудничества с другими оппозиционерами. Схожие настроения проявляла и «Свобода». «У нас возникает вопрос относительно целесообразности существования „Комитета сопротивления диктатуре“, буквально на вторую неделю уже созываем политсовет партии и будем рассматривать этот вопрос…»,— сообщал Олег Тягныбок еще 18 ноября. С другой стороны, «объединительное» заявление «свободовцы» тоже не прочь рассмотреть — правда, удивляются, почему к ним обратились через прессу…

Возмущение части оппозиционеров (а к ним еще относится, как минимум, «Наша Украина») объясняется легко — ряд «меньшевиков» категорически не устраивает компромисс по закону о выборах. «Очевидно, совпали интересы ПР, „Батьківщини“ и ФЗ — законом отсечь избрание в ВР представителей других партий»,— с горечью писал в своем блоге Анатолий Гриценко. Разъединяющий мотив голосования, в котором свои «за» оптом предоставили «бютовцы» и часть «нунсовцев», лежит на поверхности. Такая официальная поддержка оппозиционеров фактически легитимизирует закон, о чем его антипатики упоминали неоднократно. Между тем очевидно, что значительную часть оппозиционеров мало утешает даже концепт «меньшего зла»: «поиск и уничтожение» возможностей для манипуляций — дело благородное, но по новому закону заметная часть нынешних оппозиционеров в парламент не попадает. Разве что придется договориваться с коллегами — неизвестной пока ценой.

Плавный курс на укрупнение потенциальных центров объединения эти центры вполне устраивает. Правящему лагерю многопартийный парламент, судя по всему, без надобности. "Мне бы очень хотелось, чтобы через какой-то промежуток времени уровень политической культуры у нас приблизился к другим цивилизованным странам, когда есть несколько политических партий, система работает «два плюс один»,— рассказал недавно глава фракции ПР Александр Ефремов. Партия регионов в намеченной схеме "5 процентов барьера плюс половина депутатов по «мажоритарке» чувствует себя вполне уверенно. В целом же, по последним социсследованиям, на сегодня шансы попасть в парламент по пропорциональной «линии» имеют, условно говоря, три с половиной политсилы: ПР, «Батьківщина», ФЗ и, быть может, КПУ, баланисирующая на грани пропускающей возможности новых правил. Теоретически, по мнению специалистов, шансы на прирост имеют еще УДАР Виталия Кличко и, возможно, «Свобода». Остальным претендентам придется непросто. Их, конечно, ждут с распростертыми объятиями… Но не всех. «Каждая политическая сила, которая действительно в оппозиции, имеет мощные политические фигуры, не просто приглашена, а нужна за этим столом (переговоров об объединении усилий,— „Подробности“)»,— разъяснил Арсений Яценюк.

По большому счету, идея об общем походе на «мажоритарные» округа выглядит вполне здраво и практично. Отказавшись от перетягивания «электорального» каната нынешние оппозиционеры могут заметно улучшить свой партийный результат (в БЮТ уже размахнулись на 135 мандатов, как минимум) и частично компенсировать потери отсеявшихся по «пропорционалке» партий. Тем более что закон пока еще позволяет одновременно и баллотироваться на местах, и фигурировать в списках… С другой же стороны, способность оппозиционеров договариваться (причем не «сверху», а в каждом конкретном округе) еще требует доказательств. Ну а в-третьих, сама по себе идея назревающего раздела на «действительную» и недействительную оппозицию, «мощные» и не слишком политические фигуры априори чревата конфликтами, объединению совсем не способствующими. В складывающейся ситуации практически всем оппозиционерам по долгу и призванию предстоит сделать непростой выбор за или против расчетливой целесообразности. На кону — попадание в ВРУ с некоторыми шансами на создание большинства (стоит ли игра свеч в условиях ориентированной на президента системы правления — дело другое). Несговорчивость, самостоятельность, честолюбие, излишняя оригинальность или принципиальность могут оказаться лишними. Романтики в политике становится все меньше. Но вот получится ли вооружиться прагматикой?

Источник — Подробности

 
Опубликовать ссылку на статью:

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Поиск по сайту

Прогноз погоды