Гарантированная доля украинской медиапродукции на радио и телеканалах снижена вдвое. Парламент проголосовал за законопроект, согласно которому теперь украинские программы должны занимать не менее четверти эфирного времени. По мнению депутатов, поддержавших законопроект, новшество в первую очередь касается радио, а в работе телевидения мало что изменится. Впрочем, их оппоненты считают, что теперь резко снизится интерес медиа к национальному продукту.Вчера ВР приняла в целом законопроект N6342, вносящий поправки в закон «О телевидении и радиовещании», касающиеся защиты интересов национальных телерадиопроизводителей и государства. Теперь минимальный объем национального аудиовизуального продукта в эфире теле- и радиокомпаний должен снизиться вдвое — до 25%. Сейчас закон определяет «аудиовизуальный продукт» как все программы, фильмы и клипы, изготовленные физическими или юридическими лицами Украины.
Принятие законопроекта в новой редакции стало неожиданностью для депутатов от оппозиционных партий. На стадии первого чтения для телеканалов квота сохранялась на уровне 50%, а ее снижение касалось только радиостанций. Более того на разных этапах в документ предлагалось внести изменения, увеличивающие квоту до 80%, но эти инициативы не были поддержаны профильным комитетом.
Автор законопроекта глава подкомитета по вопросам телевидения и радиовещания комитета по вопросам свободы слова Елена Бондаренко (Партия регионов) считает, что и в принятой редакции закон будет применяться только для радиостанций. «Закон необходимо читать в целом, а не рассматривать по отдельным пунктам. Рынок радио не может обеспечить достаточное количество национальной музыки, чтобы наполовину заполнить эфир»,— отмечает она.
Но фактически принятый законопроект касается не только радиостанций, а и телеканалов, говорит председатель комитета Верховной рады по вопросам свободы слова и информации Андрей Шевченко («БЮТ-Батькивщина»). «Согласно букве закона, такая поправка касается как радио, так и телеканалов, и любой канал может использовать эту норму в свою пользу,— признает первый заместитель главы Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Оксана Головатенко.— Но в лицензиях у телеканалов указан больший объем национального продукта».
Приняв этот закон, государство отдает теле- и радиорынок зарубежному, в частности российскому, шоу-бизнесу, считает Андрей Шевченко. «Это уникальный случай, когда парламент страны отменяет квоты и не поддерживает, а „топит“ отечественного производителя»,— отмечает он. Депутат приводит пример Испании, где квота на национальный продукт в эфире составляет 51%, во Франции — 40%, в Латвии — 80%. «Это ударит не только по исполнителям, но и по украинским операторам, журналистам, продюсерам, работа которых станет менее востребована»,— считает депутат. По его словам, среди представителей парламентского большинства не было единого мнения во время принятия законопроекта. «Это дает надежду на то, что президент ветирует спорный законопроект»,— говорит Андрей Шевченко.
Невыгоден закон и исполнителям, считает народная артистка Украины, певица Мария Бурмака. «Квота в 50% и так выполнялась весьма условно — украинских исполнителей ставили в эфир преимущественно ночью, но де-юре наши музыканты могли рассчитывать на поддержку государства. Сейчас стало понятно, что наша музыка стране не нужна»,— отметила госпожа Бурмака. По ее мнению, украинские исполнители проиграют в конкурентной борьбе с зарубежными исполнителями в силу неразвитости шоу-бизнеса.
Зато «глотком свежего воздуха» назвал принятие законопроекта директор «Русского радио Украина» Сергей Кузин. «Это улучшит ситуацию с точки зрения бизнеса — появится больше выбора,— считает господин Кузин.— Станции, которые претендуют на узкую аудиторию слушателей, теперь смогут спокойно играть больше качественной европейской музыки». Он уверен, что законопроект стимулирует развитие отечественного шоу-бизнеса. «Любая конкуренция стимулирует рынок, а у слушателя появится возможность решать и выбирать между „Жигулями“ и „Мерседесом“. Нашим исполнителям следует ориентироваться на лучшие образцы музыки»,— подчеркнул он.
Телеканалы интереса к новым возможностям закона также пока не высказали. «На таком конкурентном рынке, как украинский, потребителю необходимо предоставлять продукт наилучшего качества. А это зачастую — собственное производство, ориентированное на особенности местного зрителя»,— отмечает зампредседателя правления телеканала «Интер» Сергей Амеличев. По его словам, доля украинского производства у «Интера» сейчас 56%.
Мария Попова, Юлия Рябчун
Источник: «Коммерсант-Украина».