Итак, новый законопроект о выборах народных депутатов в двух версиях выставлен официальном сайте Министерства юстиции. Никаких неожиданностей – смешанная система, 5%-ный барьер, возможность самовыдвижения, запрет блоков и приоритет партий, обладающих парламентскими фракциями в формировании избирательных комиссий. Это основные черты. Из пикантного – возможность принимать решения «большинством от большинства» присутствующих членов участковой избирательной комиссии (вошедшие в историю избирательные машины Флориды скрипят своими прорезями от зависти). Единственное фундаментальное отличие проекта от избирательного законодательства, действовавшего в 1998–2002 гг. – исключение блоков. Трудно сказать, как продвигается модернизация нашей железной дороги – на Лейпцигском транспортном форуме Борис Колесников заявил, что нам предстоит (опять в будущем времени!) только электрифицировать 4,5 тысячи километров железных дорог. А вот если говорить о дороге политического развития, то с помощью такого закона, у которого высокие шансы быть принятым, мы еще быстрее покатимся назад.
Разберем последствия. Непробиваемая уверенность
Прежде всего, почему считается, что у закона высокие шансы на прохождение? Ведь естественно предположить, что многим депутатам он не по душе – проходные части списков уменьшаются вдвое, и эти вершины партийных зиккуратов обладают чрезвычайно малой площадью. Мажоритарная кампания – ушлые политтехнологи уже начали проводить соответствующие тренинги, а у них, как у букмекеров, нос по ветру – дело сложное и дорогое. По масштабу приближается к гонке за должность мэра в среднем городе. Соответственно, по расценкам прошлого года, нацеленный на победу штаб потратит не менее миллиона долларов. Далее, стопроцентные шансы попасть в следующий созыв с учетом законодательных изменений имеют лишь «Регионы», «Батькивщина» и «Фронт перемен» -- исходя из нынешних показателей опросов общественного мнения. Голосов этих фракций хватит для принятия закона, а играющий в нынешней властной команде роль главного государственного строителя Александр Лавринович всегда действует наверняка. Помешать провести закон могут только интриги внутри самих перечисленных политсил, либо – такая вероятность, с оглядкой на укоренившиеся в парламенте методы принятия решений, исчезающе мала – многомесячная, изматывающая блокада трибуны недовольными. Правда, Владимир Литвин сам возглавляет партию, попадающую в зону риска, а изворотливость спикера – притча во языцех. Что касается нашего ускорения по дороге в прошлое, то сигналом семафора стала конституционная контрреформа, а «запутанные» местные выборы – скрипом неисправных тормозов. Тем более, что Конституция-96, как минимум, дает слишком много воли депутатам – в частности, перестал действовать неформальный «императивный мандат», а политические стратеги на Банковой должны знать, при каком рейтинге наступает «час крысы»… Как мажоритарные кампании на местных выборах, так и итог противостояния в мэрских гонках в Луганске и Харькове – не могут не порождать оснований для тревоги – сознает ли власть важность легитимности? Пока что, под радостные смешки кузей и гараней, которым предоставляется возможность расширить свои финансовые возможности «на борьбу с авторитаризмом», Партия Регионов продолжает сокращать свое поле возможностей. Может придти момент, когда противодействующие ей игроки не просто объединятся, но и заявят: «Проиграй, иначе мы не примем результат». Не впервые же, откуда эта амнезия – отрыжка эйфории? Теперь этот закон. Крупной ошибкой ПР на местных выборах была попытка затоптать союзников. Нет, конечно, ПР может сказать своему избирателю, что у нее нет союзников. Это красивые слова, но содержание их печально. В 2007 году ПР потеряла власть из-за провала СПУ. Ныне же все чаще опирается на перебежчиков. Парламентское большинство расшатано, стали открыто говорить о своей в этом большинстве неуместности коммунисты… Разумеется, до выборов еще далеко – это козырь власти. К их моменту Киев не только подпишет ассоциацию с ЕС, но и проведет ЕВРО-2012.На волне позитивных настроений и уже обещанного масштабного социального «бесплатного аукциона» (+200 грн к зарплатам и пенсиям) ПР и намерена заработать высокий результат. Провести по мажоритарке минимум сотню местных баронов – «крепких хозяйственников», причем многих «котами в мешке», самовыдвиженцами, и дело в шляпе! Ах, эти Кольца Власти – они что-то делают со зрением, вы не находите?
Смешение флагов
Итак, первое – схватка под ковром по поводу «список-округ» уже развернулась, и довольно яростно, в «Батькивщине». Нет никаких оснований считать, что она не произойдет в «Регионах», особенно с учетом трех факторов: недовольства «тушек», обескровленности ПР назначениями в исполнительной власти (так когда-то произошло с СДПУ (о)), оттирания многих известных, харизматичных бойцов (например, Нестор Шуфрич теперь играет только в «Что? Где? Когда?»). Кстати, конкуренция за округа уже развернулась. Второе – будет «забавно», если 5%-ный барьер не станет помехой для «Свободы», тогда получится, что предшествовавшая этой новации риторика, мол, не пустим в парламент экстремистов, относилась к… коммунистам? И это после подписания Виктором Януковичем закона о знамени Победы? Несмотря на «успехи в менеджменте выборов», не стоит так надеяться на округа – тут ведь штука в том, что нельзя заметно проиграть пропорции и триумфально выиграть мажоритарку, в это просто никто не поверит. Иными словами, существенный перепад недопустим, даже путем маскировки такого сценария с помощью «самовыдвиженцев». Кстати, вот что – они могут недешево обойтись, не говоря уже о публичной стороне дела и роли СМИ. Третье – подобное отношение со стороны партии-гегемона может привести к ожидаемым и самым неожиданным метаморфозам. Так, сбитого с толку очередным бегством Гибкого Лидера избирателя «Сильной Украины» выдавливают в «Фронт перемен». Кто остается коммунистам, учитывая асоциальную политику правительства, которая в этом году может лишь усугубиться – подумайте сами. Не боятся ли в ПР остаться у разбитого корыта, с чуть более, нежели третью мест?
Углы сдерживания
Объективно, хороша отмена блоков – фиктивных партий станет гораздо меньше. Мажоритарка улучшала бы связь депутата с избирателем, если бы существовал (раз уж позабыт императивный мандат) реальный механизм отзыва представителя, либо его могла (как на этих местных выборах) выдвигать только партия, а требования к минимуму членов фракции – отменены. Но нет, увы, просто возвращение к старому алгоритму. В пропорциональной части – никаких открытых списков. В общем, посыл закона такой: «у нас нет уверенности в том, что мы наберем большинство». А ведь могли бы, весной-2010! Поэтому мы намерены а) забрать голоса коммунистов, б) получить округа за счет административного бонуса, в) мы продолжим «троллить» избирателя «Свободой», даже сознавая, что все хуже контролируем этих парнишек с лубяными глазами. Разумеется, никакое общественное обсуждение не поменяет ключевых постулатов этого закона. Счастливые зверушки уже мечтают о том, как будут заворачивать шоколад в фольгу – не задумываясь о том, что внутри может оказаться вовсе не шоколад. Радует во всем этом деле с искрящимся своим демократизмом, лучащимся дальновидностью и прозрачностью намерений законом вот что – к выборам-2012 Украина, скорее всего, будет связана узами полигамного брака с Европейским Союзом, и строгий муж, несмотря на разъезды между Брюсселем и Страсбургом, не даст слишком расшалиться своей новой жене.
21.08.2011 — Источник: — hvylya.org, автор: Максим Михайленко