Сегодня в интернете озвучивают различные варианты изменений в Закон Украины «О выборах депутатов Верховного совета Украины». Споры идут относительно двух моментов: системы выборов (пропорциональная или смешанная) и проходного барьера. Возможность участия партийных блоков и наличие института самовыдвижения не обсуждается, но мы все же оговорим и эти варианты.
Партия регионов (власть): при пропорциональной системе и любом повышении проходного барьера (с 3% до 7%), при возможном союзе с КПУ, по последним соцопросам идет вровень с оппозицией (БЮТ, ФЗ), т. е. получит 225–230 депутатов.
При смешанной системе, ПР вместе с союзником КПУ списочно может свободно рассчитывать на 110 штыков при 3% барьере и на 105 при любом другом увеличении, но уже самостоятельно. С «мажоритаркой» сложнее — ПР и иже с ними могут проконтролировать часть центра, юг и восток. И то из 135–150 округов, 10-15% не контролируемы, поскольку там сильны местные лидеры, и не факт что они станут «тушками» (примером может быть наш местный И. Семенчев, или А. Аваков в Харькове). Да и своих «мажоритарщиков» заставить голосовать, так как и «списочников» гораздо сложнее. Таким образом, максимальное количество депутатов на которое могут рассчитывать регионалы с союзниками, лишь около 250 штыков.
Но, если власть разрешит блоки, ПР может (админресурсом, подкупом и политическим шантажом) при своем видимом проигрыше набрать в рядах оппозиции столько тушек, что победа оппозиционеров будет «Пирровой». А также, так называемое «самовыдвижение» — здорово дезориентирует избирателя.
Вывод: Власти все равно, какова будет система выборов, любая из них приведёт к одному и тому же результату: либо проигрыш, либо незначительная победа. Выгодно: а) не повышать барьер, так как есть возможность провести КПУ и Сильную Украину (но и опасность пропустить «Свободу» и «Удар»); б) разрешить блоки и самовыдвижение, чем создать «сборную солянку» и воспользоваться «тушками».
БЮТ-Батьківщина: Пропорциональная система – до 150 штыков. Смешанная – до 100–110 (пропавшие штыки по «мажоритарных округах» «разбирает» ВО «Свобода», немного «Удар», «ФЗ» и другие более мелкие национал-демократические партии). Блоки не выгодны – больше контроля над депутатами.
Вывод: Выгодно повышение барьера, а в остальном — чтобы все оставалось, так как есть.
Фронт Змін: Пропорциональная система – до 90 штыков. Смешанная – от 40 до 60. Блоки не выгодны – больше контроля над депутатами.
Вывод: Выгодно повышение барьера, а в остальном — чтобы все оставалось, так как есть.
КПУ: Пропорциональная система – «ничего» или до 30–35 штыков. Смешанная – максимум 35. На счет блоков – без разницы.
Вывод: Выгодно – «пропорционалка» либо смешанная система и не изменение барьера.
ВО «Свобода»: Пропорциональная система – 3% возьмут, 4-5-% возможно (ведь у них практически полный контроль над Галичиной, а значит и над избирательными комиссиями), 7% — нет. Итого, «ничего» или до 50 депутатов. Смешанная – (даже если «списочно» не проходит) минимум 25 (в Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях – 24 округа, а ведь есть и другие области Западной Украины). Блоки – без разницы.
Вывод: Выгодно – «пропорционалка» либо смешанная система и не изменение барьера.
Удар: Пропорциональная система – 3% может быть, 4-5-% мало вероятно, 7% — нет. Итого, «ничего» или максимум до 25 депутатов. Смешанная – вопрос: «хватит ли на фракцию?». Блоки – не нужны.
Вывод: Выгодно – «пропорционалка» и не изменение барьера, в крайнем случае — смешанная система.
Сильная Украина: не рассматривается в связи с неопределенностью дальнейших действий данной политической силы.
Общий вывод:
Власти выгодно разрешить участие блоков и самовыдвижения, чем создать в рядах оппозиции «сборную солянку», дезориентировать избирателя и воспользоваться «тушками». А как будет на самом деле — покажет время.