Александр Максименко — Председатель Херсонского областного территориального отделения ВОО «Ассоциация налогоплательщиков Украины», председатель Общественного совета при Херсонском территориальном отделении АМКУ.
Из выступления делегата от Херсонщины на ІХ съезде Всеукраинской общественной организации Ассоциация налогоплательщиков Украины.
- Сегодня, оценивая текущий момент, могу говорить только о той ситуации, в которой мы находимся на протяжении последних 2-3-х лет. Потому, что, структурные перемены в стране, по сути, только начинаются. Только начинается смена руководящих кадров. В большинстве ведомств и в регионах руководители еще не потеряли приставки и.о. Во многом четыре месяца прошли впустую для экономики страны, для бизнеса, для производства.
Слыша сегодня призывы представителей новой власти о необходимости партнерских отношений между властью и бизнесом, мы их воспринимаем с энтузиазмом. Хотя, в реальности, изменений мы еще не видим.
Государственная фискальная служба существует меньше двух недель, и реорганизация здесь только предстоит.
Сегодня же мы ищем свой новый путь во взаимоотношениях с фискальной службой.
До сих пор каждое заседание Совета АНПУ заканчивалось выяснением главного вопроса, почти гамлетовского, мы «с налоговыми органами» или «против налоговых органов»?! Почему так? Почему стоит этот вопрос?
Да, потому, что мы последние годы играли в игру «партнерских отношений». Подписывали Меморандумы, Планы совместной работы, участвовали в различных совместных мероприятиях. Улыбались на камеры, жали друг другу руки … и расходились. Назавтра, встречаясь для решения конкретных вопросов защиты налогоплательщиков, уже не видели дружелюбных взглядов, как и желания решать что-либо по сути.
Ясно, что такая однобокая дружба нас не устраивала и не может устроить.
Нам так и не удалось запустить работу согласительных двусторонних комиссий, как в центре, так и на местах. Так и не удавалось решать вопросы на уровне апелляционных процедур. Приходилось идти в суды, обеспечивая юридическое сопровождение наших членов Ассоциации, и помогать выигрывать эти суды (против своих же «партнеров»). Практику участия в судах, впрочем, мы получили неплохую. Наши эксперты и юристы на высоте.
Как дурное наследие прошлого могу отметить некоторые основные проблемы:
Отсутствие в налоговом законодательстве основного принципа нашего государственного права «презумпции невиновности». Во-первых, здесь большая нестыковка с хозяйственным правом. А, во-вторых, в результате, – в глазах фискалов, особенно работников налоговой милиции, предприниматель изначально – преступник. Он работает, чтобы утаивать доход и не платить налоги. Против него можно открыть уголовное производство на основании косвенных данных, аналитических выводов и, чуть ли, не сплетен. Как, результат – в 2013 году 12655 уголовных производств против 2518 в 2012 году.
Не нужно при этом обвинять новый уголовно-процессуальный кодекс. Потому что, результат этой правовой вакханалии – мизерный. Государству обеспечено возмещение ущерба по направленным в суд делам в 2013 году всего на 20,5% больше, чем в 2012 году! Так, зачем открыли в 6 раз больше дел! Сколько здоровья и рабочего времени предпринимателей было потрачено на их рассмотрение?!
- еще одна огромная проблема, исходящая из первой,— проблемы, возникающие у «конечных выгодоприобретателей» из-за «налоговых ям» и «транзитеров». Это ударило практически по каждому производственному предприятию. Почему предприятие, которое занимается производством или предоставлением большого объема услуг, имеющее соответственно уйму контрагентов, должно рассчитываться за нарушения, возникшие в цепочке взаимоотношений на 5–6 звеньев назад? Только потому, что у него есть активы, и ему есть чем рассчитаться?!
Фиктивные же фирмы все равно не достать. Результат,— огромные суммы искусственно «неподтвержденного НДС». Красивая статистика. Миллиарды НДС плавно перешли из графы «необходимого к возмещению», в графу «в судебных разбирательствах». Ведь, большинство субъектов, отстаивая свою правоту, обратились в суды. И, проявляя определенную настойчивость, добиваются своей правоты. Поэтому, и результаты возмещения в бюджет намного скромнее, чем количество возбужденных дел.
Далее, постоянные проверки, предвзятое отношение к бизнесу, «маски-шоу» налоговыми милиционерами с неоправданной жесткостью, когда выезд команды или командировочные следователей в результате превышают сумму обнаруженных ошибок во много раз и зачастую с процессуальными нарушениями.
Даже фальсификация данных следователями, на что нам приходилось обращать внимание органов прокуратуры (и прокуратура подтверждала это, правда, не возбуждала уголовного дела, поскольку не находила умысла в действиях следователей-фальсификаторов)… Переплата налога на прибыль по плану, спущенному из налоговой, даже для убыточных предприятий… И т.д. и т.п…
Все это делает бессмысленным честное и прозрачное ведение бизнеса в нашей стране.
Кроме того, получается, что руками фискалов, не задумываясь о последствиях, режут кур, несущих золотые яйца, и обеспечивающих через уплату налогов в бюджет жизнедеятельность самих фискалов. Порочный замкнутый круг, который необходимо разорвать!
Выделю еще одну проблему – отсутствие персональной ответственности налоговиков, прежде всего работников налоговой милиции, за результаты их деятельности, особенно повлекшие за собой остановку предприятий или уничтожение бизнеса вообще. Так как личной ответственности нет, то следователь с легкостью идет на процессуальное нарушение, даже фальсификацию и подтасовку данных, о чем я уже упоминал.
Кроме того, большинство делегатов съезда проживают в небольших городах, где все знают все. В том числе, публично обсуждается, кто занимается «обналом», и кто «крышует» конвертационные центры. Зачастую называют причастных к таким деяниям работников налоговой милиции. Так вот, в последнее время старые «друзья» из бывших охранителей обзванивают бывших клиентов и сообщают о возобновлении услуг.
Все, вышеперечисленное происходило на фоне трескотни со стороны Миндоходов о «сервисной службе» и о «партнерских отношениях»… Такое несоответствие слов и дел не могло пройти даром. Результат – огромный негатив в обществе к органам, призванным обеспечивать нормальное существование государства и самого общества.
Наши основные недоработки как основного партнера фискальных органов, я считаю, заключались в том, что мы недостаточно настойчиво требовали решения указанных проблем.
Хотя, не будем лишний раз посыпать голову пеплом и заниматься самоуничижением. Ведь, в действительности мы могли добиться лишь того, на что готов «наш партнер», партнерство то у нас оказывалось слишком неравноправным.
В дальнейшем нам необходимо сделать многое для повышения роли и места АНПУ в общественно-политической жизни страны. Назову несколько вопросов, которые мы можем и должны для этого решить.
Во-первых, занять более активную и принципиальную позицию по отношению к взаимным обязательствам с фискальной службой. Да, мы, как партнеры, обречены идти дальше рука об руку. И, как настоящие партнеры, вовремя обращать внимание на недостатки и помогать устранять их. И механизмы у нас для этого есть. Нужно только не бояться ими пользоваться.
Во-вторых, принять активное участие в работе над изменениями в законодательной базе, чтобы привести ее в полное соответствие с требованиями времени, согласованности с хозяйственным и уголовным правом, упрощении и создании более комфортной среды для ведения бизнеса. От нас, как от профильной общественной организации, представляющей бизнес, этого с нетерпением ожидает и сама фискальная служба.
Тем более, что Государственная фискальная служба в лице нового руководства, сегодня декларирует необходимость таких изменений, необходимость уменьшения количества налогов и их упрощения. Взят курс на возмещение НДС в автоматическом режиме и многое другое. У нас же есть свои предложения по изменению самой среды ведения бизнеса в стране и увеличению доходности бюджета (это отдельная тема, она нами уже описана).
В-третьих, вернуться к теме персональной ответственности чиновников. Мы в прошлом году разработали проекты таких изменений в Уголовный и Налоговый кодексы Украины. Подали через своих представителей в Верховную Раду Украины. Происшедшие события и частичная недееспособность парламентариев пока затормозили принятие этих изменений. Необходимо вернуться к ним. Необходимо их внедрить. За это нам скажут спасибо все, в т. ч. и фискальная служба.
И, в-четвертых, активно участвовать в создании открытого общества через контроль в общественных советах при органах исполнительной власти и местного самоуправления. Мы должны идти во все общественные советы, в них занимать ключевые позиции в вопросах бюджетной, налоговой и таможенной политики. А, в идеале, представители АППУ на местах обязаны возглавить общественные советы при органах фискальной службы.
Александр Максименко
Оригинал статьи: http://appu.ks.ua/proekts/111–20140623.html