10 необходимых и достаточных условий формирования Украины как мощного, финансово самодостаточного унитарного государства.
В этом году исполняется 20 лет, как я вместе с друзьями создал предприятие и руковожу им. Это общество с ограниченной ответственностью «Амалтея».
Последних пятнадцать лет мы занимаемся производством. Выпускаем высокотехнологичную упаковку, которую знают во всем мире. Обеспечиваем стабильной работой в три смены более 300 человек. Платим налоги строго с требованиями законодательства. Мы не имеем особых проблем со сбытом, в т. ч. и на экспорт. Нет проблем и с сырьем. Есть огромные проблемы с финансами. Есть проблемы с фискальной системой. Нонсенс, но – чем больше мы работаем, тем больше эти проблемы. Есть, конечно, объективные – рост цен на сырье, энергоресурсы и тому подобное. Но, основные проблемы – лежат в субъективной плоскости.
На мой взгляд, чтобы их устранить, нужно поменять правила игры, поменять саму среду нашей деятельности, существования бизнеса.
Причем, менять законодательство особо и не потребуется, достаточно только поменять ведомственные нормативные акты. Потом, сама ситуация подскажет и о необходимости более серьезных оргмероприятий.
Я попытался свои идеи, подсказанные многолетним практическим опытом, изложить на бумаге. Получилось 10 основных «шагов», которые нам нужно пройти. Причем, они имеют смысл только в комплексе и быстрой одновременной реализации. Мы уже не первый год обсуждаем эти идеи, в том числе и на площадках публичных мероприятий в составе Ассоциации налогоплательщиков.
За это время произошли огромные перемены в стране. Меняются взгляды. Мне отрадно, что мои мысли совпадают и с идеологией административной реформы, и с идеями озвученными новыми руководителями Минфина и Государственной фискальной службы. Но, я настаиваю, что результат возможен только при комплексной реализации всех шагов одновременно, и в определенной последовательности шаг за шагом! Вырывание шагов из контекста результата не дает. Это все равно, что принимать лекарства не по схеме, предписанной врачом и требовать от врача полного выздоровления.
Итак,
Шаг первый: Введение НДС-счетов, открытых в госказначействе, для учета движения сумм НДС, участвующих в формировании налоговых обязательств и налогового кредита. Сумма НДС, указанная в полученных налоговых накладных, должна быть учтена налогоплательщиком от поставщиков на его отдельном НДС-счете. Сумма НДС с НДС-счета может быть перечислена на расчетный счет только при наличии оснований для возмещения НДС.
Результаты:
1. Учет сумм НДС на НДС-счетах в казначействе станет инструментом администрирования налога.
2. Реализуется возможность автоматического возмещения НДС при наличии остатка на НДС-счете.
3. Отсутствие условий для работы «налоговых ям».
4. Полное отсутствие субъективизма служащих фискальных органов.
5. Дополнительное поступление в бюджет около 400 млрд гривен.
Шаг второй: Амнистия капитала физических и юридических лиц по состоянию на дату проведения.
Результаты:
Возврат в Украину капитала в размере примерно 1,0 трлн. долл.
Возможность их размещения с целью получения дальнейшего легального декларируемого дохода.
Досрочный возврат кабальных иностранных займов.
Шаг третий: Обязательное самостоятельное декларирование доходов физических лиц.
Уплата налогов с дохода, в т. ч. заработной платы, индивидуально каждым физическим лицом. Освобождение от ответственности источников дохода (речь не идет о криминальных источниках).
Результаты: Формирование индивидуальной ответственности налогоплательщиков,
воспитание сознательного гражданского общества (что является нормой для любого цивилизованного общества).
Искоренение явления «зарплата в конвертах».
Увеличение поступлений налога с доходов физлиц в местные бюджеты на сумму 30-35 млрд. грн. в год.
Шаг четвертый: Применение косвенных (непрямых) методов определения уровня дохода физических лиц с целью налогообложения.
Результаты:
Выявление и контроль действительного уровня дохода.
Увеличение базы налогообложения доходов физических лиц.
Увеличение, как следствие доходности местных бюджетов.
Шаги третий и четвертый могут быть реализованы только при введении моратория на 5–10 лет на криминальную ответственность при обнаружении расхождения данных доходов и расходов в декларации при условии добровольного и уплаченного в установленный срок подоходного налога с разницы.
Шаг пятый: Создание региональных банков развития и реконструкции в областных центрах (эти банки должны быть юридическими лицами – налогоплательщиками в бюджет региона) для осуществления замещения валютных кредитов на гривневые под не более 8% годовых в рамках эмиссионной политики НБУ.
Учредители:
— Нацбанк;
— Областные администрации;
— Городские администрации;
— Бизнес-структуры (особенно бюджетообразующие и экспортно-ориентированные производства)
Результаты:
Ликвидация убыточности субъектов предпринимательства, увеличение поступлений по налогу на прибыль, привлечение бюджетных ресурсов к финансированию экономики, формирование доходов бюджета в виде процентов по кредитам (выданных этими банками) и дивидендам учредителям.
Увеличение в структуре себестоимости предприятий доли заработной платы с 12-15% до 20% и более.
Шаг шестой: Персонификация ответственности государственных служащих, особенно фискальных органов, силовых структур и судов разных уровней.
Результаты:
Недопущение безнаказанности работников фискальных органов в случае нарушения ими закона при выполнении своих должностных обязанностей, особенно если такое нарушение повлекло остановку, ухудшение работы предприятий.
При наличии доказательств противоправных действий госслужащих лишение их права работы в госорганах и права на государственную пенсию.
Шаг седьмой: Регистрация налогоплательщиков и уплата ими налогов по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности (формирования дохода).
Результаты:
Увеличение доходности местных бюджетов, и как следствие - формирование сильных самодостаточных регионов.
Шаг восьмой: Ликвидация института двоевластия на местах: либо советы, либо администрации, либо совмещение в одном органе всех функций.
Результаты:
Сосредоточение полномочий и ответственности за состояние региона в одном лице.
Шаг девятый: Создание структуры вице-премьера по вопросам формирования бюджета, администрирования налогов, противодействия коррупции в экономической сфере.
Под контроль и личную ответственность вице-премьера определить деятельность следующих структур:
— министерство экономики;
— министерство финансов;
— органы госказначейства;
— государственная фискальная служба;
— экономические службы силовых структур: МВД, СБУ и т. д.
Ввести личную ответственность руководителей вышеперечисленных структур за невыполнение бюджетов.
Результаты:
Создание эффективного механизма формирования бюджета, изменение среды при минимальном изменении кадровых ресурсов и отсутствия дополнительного финансирования.
Шаг десятый: Реформирование фискальной налоговой службы в социально-налоговую службу (с зарплатой от 10000,00 грн. на одного инспектора) для выполнения инспекторами следующих функций:
— индивидуальное посещение домохозяйств, предприятий с целью исследования условий жизнедеятельности и ведения хозяйственной деятельности;
— помощь гражданам в исчислении и декларировании доходов;
— выявление социально- и экономически проблемных объектов;
— подача в органы власти достоверной информации о текущем состоянии и потенциале региона на основе анализа деятельности субъектов жизнедеятельности и хозяйствования.
И, как активный член и патриот Ассоциации налогоплательщиков, я видел бы в идеале следующее: Вице-премьер (см. Шаг девятый) утверждается в должности по представлению Ассоциации налогоплательщиков Украины. Ведь именно АППУ и является самой многочисленной и мощной общественной организацией, которая объединяет НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, то есть людей за свои деньги нанимающих на работу ВСЮ ВЛАСТЬ! И именно АППУ в состоянии обеспечить общественный контроль и оргсопровождение предлагаемых мной реформ.
Я – альтруист только до определенной степени. Поэтому предлагаю установить на договорных основах вознаграждение Ассоциации налогоплательщиков и ее территориальным отделениям – 1% от дополнительных поступлений в государственный и местные бюджеты (при достижении профицита этих бюджетов). Я считаю, это будет патриотичнее, чем постоянно платить зарубежным аудиторским компаниям огромные суммы за разработку и внедрение наших законодательных актов.
P. S. Может быть, мои рассуждения покажутся кому-то наивными, кому-то несостоятельными. Но, я готов к аргументированной дискуссии на любом уровне. Также заявляю готовность лично реализовывать свои идеи (при получении необходимых полномочий) и нести за результат личную ответственность!
С. Рыбачок, директор ООО «Амалтея», член Совета ТО АППУ в Херсонской области, делегат VII, VIII, IX съездов АППУ.
Оригинал статьи: http://appu.ks.ua/proekts/112–24062014.html